СПОСОБЫ ПЕЧАТИ МАРОК

С самой первой почтовой марки, ее производство находилось под строжайшим контролем государства. В целях избежания подделок не жалели времени и средств на изобретение защитных методов. Сегодня для изготовления марок используются те же самые технологии и материалы, что и при изготовлении денежных знаков.

 

Существует три способа печати, которые применяются для изготовления почтовых марок: высокая, глубокая и плоская печать. Их названия обусловливаются тем, какие части печатной формы воспринимают краску с красочного валика и переносят её на бумагу. При высокой печати — это выступающие части печатной формы, а при глубокой — углубления. При плоской печати, к которой относятся литография и офсет, печатающие и не печатающие части печатной формы находятся в одной плоскости.   Способом высокой печати, который иногда называют ещё «типографским», обычно пользуются для печатания книг и газет. В прошлом столетии этот способ печати  применялся и для изготовления почтовых марок. Рисунок марки гравировался на металле и непосредственно с него вручную делались оттиски.  Изобра­жения марок гравировались на металлических пластинах по нескольку штук на каждой.Этот трудоёмкий и малопроизводи­тельный способ с развитием полиграфической техники вышел из употребления. Теперь гравёр изготовляет всего одно-два изображения марки на металле. Эти рельефные изображения, мастер-матрицы служат для изготовления любого количества углуб­лённых оттисков на свинцовой пластине — матриц, из кото­рых составляется печатная форма. Количество матриц в фор­ме, а следовательно, и марок в листе определяется в зависи­мости от размеров рисунка марки и намеченного тиража. За­тем с матриц методом гальванопластики изготовляется мед­ный или хромированный гальваностереотип, который и слу­жит   печатной   формой.

Если для изготовления матриц используется две или несколь­ко оригинальных гравюр, которые отличаются друг от друга незначительными деталями рисунка, возникают различные «типы» или «разновидности» марок. Они могут появляться и вследствие того, что изображения отдельных марок на стерео­типе   иногда   корректируется   гравёром. Поэтому в процессе производства и появлялись редкие марки из-за малого тиража, который тоже пускался в оборот.

Применяется и другой способ изготовления форм для высокой печати, известной в среде специалистов под названием автотипии. Оригинал марки фотографируется через растр — прозрачную пластину с сеткой из тонких черных линий. При фотографировании через растр получается изображение, составленное из множества точек (до 3600 точек на квадратный сантиметр). Растровое изображение, полученное на металлической пластине, подвергается травлению, в результате получается печатная форма.

Плоская печать, применяющаяся до сего времени при изготовления марок, это литограф­ская и офсетная. Литографской печатью теперь пользуются в редко. Этот способ применяется неохотно ввиду того, что качество изображения получается сравнительно невысоким, а скорость литографских печатных машин со­ставляет всего около 600 оттисков в час. Литографской печа­ти предпочитается офсет, который изобретён всего около 30 лет назад.

При литографской печати печатной формой служит особый сорт известняка, носящий наименование литографского камня. Рисунок наносится на него жирной литографской тушью, после чего камень подвергается химической обработке. Затем одиночный рисунок марки с помощью особой переводной бу­маги переносится на печатный камень в необходимом количе­стве. В редких случаях изображение наносилось на камень яри помощи гравировальной иглы столько раз, сколько марок в листе. Таким путём была изготовлена первая марка Новой Каледонии 1860 г. Автору рисунка — литографу Трикверу — пришлось повторить его 50 раз, благодаря чему возникло 50 различных типов этой марки! Вот еще один вариант появления редких марок.

При офсетном способе воспроизведения печатание произво­дится с обтянутого резиной валика, на который изображение переносится с цинковой пластины. При этом печатная форма не подвергается большой нагрузке, как при непосредственной печати, а резиновый валик лучше прилегает к бумаге. Офсет­ная печать прекрасно подходит для выпуска массовых тира­жей и позволяет применять бумагу не очень высоких сортов. Правда, бумага не должна пылить, так как пылинки осаж­даются на резиновом валике и искажают воспроизводимое изображение. Каждому коллекционеру известны «офсетные кружки» — следы пылинок на марках.

 В Советском Союзе для печатания применялась фототипия,  для воспроизведения многоцветных оригиналов, она отличается боль­шой точностью цветопередачи.  Этим способом пе­чатаются марки с репродукциями картин ху­дожников.

image05

Наиболее высокое качество воспроизведения оригиналов даёт глубокая печать. Поэтому ей сейчас отдаётся предпочтение при размножении почтовых марок. Для этой цели широко используются два вида глубокой печати — металлографическая и растровая.

Металлографическая печатная форма гравируется на стали. Марки, отпечатанные с неё, отличаются чистотой линий и пластичностью рисунка, что достигается применением линий раз­личной толщины и рельефным нанесением краски. С помощью лупы можно легко увидеть, что на тёмных местах рисунка краска наложена более толстым слоем, а на светлых — более тонким.

Если металлография производит впечатление благородства, то растровая глубокая печать подкупает тонкостью передачи цветовых нюансов и тонов. Как видно из самого названия, печать производится с растровой формы. В то время как для металлографии применяются как плоскопечатные, так и ротационные машины, для ракельной глубокой печати предпочтение отдаётся быстроходным ротационным машинам.